17:55 

ZagadochnayaMol
26.01.2014 в 16:49
Пишет goldy-trf:

Что нормально в каком возрасте, или возрастная переодизация
Возрастная психология была для меня одним из самых полезных курсов. Она рассказала мне, что в каком возрасте от человека можно ждать, а что нет, и почему. И что он может, в принципе делать, а что - нет. И подо что он конкретно сейчас заточен.
Недавно к классике из учебника прибавились мои размышления-наблюдения.

Возраст от 0 до 1,5-2 лет.
Основная потребность: контакт со значимым взрослым (родителем или лицом, его заменяющим).
Основной вид деятельности: познание.


Мозг младенца работает на огромных оборотах: он запоминает, изучает, сопоставляет предметы, звуки, движения. Это при полном несовершенстве даже зрения (младенец первых месяцев жизни видит перед собой на расстоянии вытянутой руки, остальное - размыто).
Отсюда понятно, что ребенку на пользу, а что во вред.
На пользу - носить на руках, разговаривать, называть предметы, показывать, как ты с ними обращаешься.
Во вред: оставлять в кроватки из страха "он привыкнет к рукам и потом не слезет".
В этом возрасте ребенок не контролирует никакие свои функции и реакции. Приучение к горшку до года - крайне сомнительная процедура. Начинать знакомить с горшком - да. Требовать четкого соблюдения, в том числе ночью - нет.

Возраст от 2 до 3 лет.
Основная потребность: автономия от родителей.
Основной вид деятельности: познание движением.


Отсюда: "я сам", капризы, залезание везде, пальцы в розетке, кастрюля с супом на полу и т.п.
Ребенок уже управляет своими физиологическими отправлениями; эмоциями и поведением - нет.
Требовать своевременного посещения туалета - можно, требовать управления эмоциями - нет, но учить управлять поведением и эмоциями - нужно.

При этом автономность - не значит заброшенность. Родители близко, но рядом, а не вместо.
Многие дети, про которых родители говорили "мы покакали, мы заболели, мы поели (если кормили ребенка)" чуть ли не до конца школы, считают любовью созависимость.

Возраст от 3 до 5-6 лет.
Основной вид деятельности - игра.
Основная потребность - признание и одобрение значимого взрослого (всё того же, родителя или лица, его заменяющего).


Играть ребенок начинает с рождения, но первое время это игра-манипуляция, игра исследование - сунуть ногу в рот, кинуть стаканчик на пол... Потом, в полтора-два года, приходит манипулятивная игра с игрушками (катать машинки, строить-рушить кубики) - по сути, то же исследование, только более тонкое. В 3 года, когда у ребенка появляется автономное "я", он начинает играть в мини-режиссерские игры (игры с игрушками, которые ребенок передвигает со словами и историями). И к 5 годам начинается ролевая игра, в которой историю разыгрывают уже не игрушки, а сами игроки-дети. В этом же возрасте ребенку доступна подвижная игра с правилами. В 3 года правила соблюдает взрослый; в 5 дети сами следят за тем, чтобы правила не нарушались.

В 5-6 лет завершается формирование мозга и нервной системы ребенка. Теперь для ребенка доступно то, что называется "условным торможением", или дисциплиной: мама сказала конфеты не есть и ушла - и ребенок способен не есть. Способен, но не значит, что не съест))
А до 5-6 лет он просто не способен выполнять требования, идущие вразрез с его желаниями.

Теперь вы понимаете, почему детский сад ребенку вреден.
Потому что там, самое главное, нет его референтного взрослого. Потому что у него один-два референтных взрослых, и это родители. В этом возрасте мама-папа главнее всех. И, когда главнее воспитательница - она жалуется мама и мама ругает - это нарушает ребенку все представления о иерархии.
Во-вторых, в садике требуют, чтобы ребенок выполнял требования: ел, что не хочет, спал, когда не хочет, слушался, сидел на занятиях... а он это до 5-6 лет не может. Значит, надо его заставить. А как заставить? Запугать, ясен пень. Испугали ребенка, вот он уже и пошел спать. Это - травма на травме.
И, самое важное - многие родители говорят: "ну он же должен социализироваться?"

А вы где-то видите такую потребность в этом возрасте? Такую ценность?
Там игра и папина-мамина любовь. Все.
Грубо говоря, у ребенка еще нет того места, которым социализируются.
Сверстники, тем более коллектив, то есть куча чужих детей - это не развивающая среда в том возрасте, а травматическая.

Едем дальше. Младший школьный возраст.
6-10 лет.
Основная деятельность: учебная.
Основная потребность: одобрение постороннего взрослого. Не-родителя.

Родители говорят: вот, тут, значит, в школу пора!
Ээээ... Вы где-то здесь видите сверстников?
Знания и одобрение референтного взрослого. Учителя. Всё.
Это не школа, товарищи. Это хоум-скулинг с приглашенным преподавателем.

А когда же социализироваться, спросите вы?
А вот. 11-15 лет.
Основной вид деятельности - общение.
Основная потребность - одобрение референтных сверстников.

Теперь вы понимаете, почему дети в этот возрасте нафиг родителей посылают, в разной степени явности посыла? Потому что важны - сверстники и их ценности. Вот возраст, в котором надо в школу и вообще в коллектив отдавать)) Круто, да? На полжизни позже.
И здесь уже надо понимать, что родительские ценности и родительская, а так же учительская референтность подвергается большой редакции и критике. Теперь учитель и родитель должны ЗАСЛУЖИТЬ уважение подростка. Что взрослых, собственно, возмущает: почему я такой сопле должен что-то доказывать? Подростки в долгу не остаются, они кричат: я не буду уважать мудака только потому, что он пенсионер! Он мудак!
В общем, хотите дружить с подростком - научитесь дорожить его уважением...

В этом возрасте совершенно бессмысленно требовать учебу, уважение родителей, авторитетов и т.д.
Если оно заложено ранее - оно будет само работать. В этом возрасте надо уже уважать своего ребенка, тогда с ним можно ладить.

15-19 лет - ранняя юность - осознание себя как носителя сексуальных качеств.
Основной вид деятельности - общение с сексуальными объектами.
Основная потребность: быть сексуально привлекательным.

Какая учеба, о чем вы? ))

Тут еще гормональный взрыв, подростки не понимают, что с ними происходит, у них буквально едет крыша. Сейчас очень много подростковых отношений и подросткового секса. в 8-ом классе уже парочки, в 9-ом больше тех, кто с кем-то встречается, чем тех, кто нет.

И вот здесь вопрос: может ли человек в этом возрасте выбирать профессию?
У меня нет этого вопроса)) Отсюда такое количество отчислений и второго высшего, но об этом позже.

20-25 лет - возраст поиска партнера.
Здесь у нас в социуме всё перепутано.
Что делает в это время человек? Он либо учится в институте, при том, что основная потребность у него - принятие как сексуального объекта, основной вид деятельности - сексуальные контакты разной степени допустимости. У кого-то это мысли о сексе, у кого-то перепробовать все и всех, но смысл здесь - в сексе.
Какая учеба? Я вообще удивляюсь, как люди умудряются при этом институты заканчивать))
Если же люди создали семью, то, с частотой 90%, они совершили ошибку. Потому как они поженились, чтобы иметь возможность, простите, трахаться легально. Но потребность не в том, чтобы трахаться, а в том, чтобы понять, с кем, как, когда, почему, сколько тебе это нужно! А это не понять в браке, брак слишком серьезная вещь для этого. Поэтому потребность остается, брак разваливается.

25-30 лет - поиск профессионального самоопределения.
Классно у нас все в обществе устроено, правда? Только в 25 лет человек начинает ИСКАТЬ своё определение. Только искать. А у него уже как минимум одно высшее образование, а то и два.
Основная потребность - быть профессионалом, основной вид деятельности - профессиональная учеба. Здесь ему уже не нужно одобрение референтных лиц, он, если нигде ничего не сломано (это даже смешно писать, ага) сам себе референтное лицо.

И вот здесь важный момент: в 20-25 лет нормально менять-искать отношения.
в 25-30 нормально искать-менять работу и учебу.
А вот если предыдущие пять лет прошли осмысленно, то, ища себя как профессионала, человек уже знает, какой ему нужен партнер. И получает этого партнера.

Вот эту мысль я еще раз пожую, мне кажется это важным.
мы всё время имеем одну потребность, а социум заставляет нас делать другое.
Мы хотим маминой любви - а идем подчиняться в детсад. И мы изучаем мир, в котором мама нас предала.
Хотим учиться - а идем выживать в школу. И изучаем мир, в котором все зависит от того, как на тебя посмотрела учительница. Мир несправедлив.
Хотим уважения личности получаем придирки и принуждение учиться. И изучаем мир, в котором ты не ценен.
Хотим изучения себя как сексуального объекта - а получаем опять же требования учебы и призывы быть взрослым и серьезным ("тебе же в институт поступать!"). И изучаем мир, в котором все врут. Какой я взрослый, если вы мне пилите мозг?
Мы всегда изучаем мир. В каждом возрасте - в определенном его аспекте. Вот эти аспекты и есть возрастные особенности: какие части мира открыты для тебя.
И, пока мы дети, мы не можем выбирать.

А с 20 лет мы можем выбирать.
И поэтому я хочу акцентировать вот этот момент: в 20-25 лет мы изучаем мир на предмет партнера. Что бы мы не делали - учимся ли мы, работаем, лежим на диване, читаем фанфики - подспудно мы определяем для себя, что такое наш партнер. И тогда в 25-30 мы можем его найти.
В 25-30, чтобы мы не делали, на самом деле мы ищем, что в этом мире - наше призвание. Растим ли мы детей, работаем ли на заводе, пьем ли водку - всё равно мы изучаем мир на предмет этого определения.
И, знаете что? Я предлагаю делать это более осознанно, только и всего.
И - когда у вас появятся дети - понимать, какие у них потребности в каком возрасте, и помогать им эти потребности удовлетворять. Но это к слову)) едем дальше.

30-35 лет - зрелость, развитие себя как профессионала. Создание семьи.
Основная потребность - принятие членами семьи (своей) и профессиональным сообществом.
Основной вид деятельности - работа, воспитание детей.


35-40 лет - продолжение того же самого, но на более высоком уровне. Дети старше, бизнес развивается. Всё это требует от человека большей зрелости.

40-45 лет - стадия пересмотра деятельности.
Основная потребность - оценка сделанного.
Основной вид деятельности - ревизия сделанного.

Вот здесь человек может начать что-то совершенно новое и стартовать сильно, на основе всего пройденного пути и быстро развиваться.

45-50 лет - то же самое, второй этап.

50-60 лет - возраст передачи опыта.
Основная потребность - передача опыта подрастающему поколению (то-то пенсионеры вечно бухтят).
Основной вид деятельности... бухтение на молодежь? )) А если серьезно - лекции, группы, обучение, помощь в воспитании внуков.

Старше 60 лет - к потребности передачи опыта добавляется потребность сохранения себя как тела (или, наоборот, быстрого разрушения себя, если старость и немощность пугает).

Старше 70 потом изучу, меня пока это мало волнует.

И, чтобы два раза не вставать - про кризисы.
Кризис - это состояние перемены основной потребности. Деятельность отстает.
Кризис возникает, когда потребность уже изменилось, а способов её реализовывать пока еще нет. Поэтому помощь в прохождении кризиса - это помощь в налаживании соответствующей деятельности.
Почему дети соглашаются, чтобы родители с ними учили уроки, даже если родитель орет и дает подзатыльники? Потому что это помогает получить одобрение референтного взрослого (учитель похвалит). А с родителем портит отношения, потому что он, родитель, орет) ...
Кризис проходит быстрее, если реализована и потребность, и деятельность. Тогда есть время спокойно пожить. А обычно, только понял, что тебе надо, настроил, и... оно снова не работает, потому что пришел следующий кризис. Жизнь - переход из одного кризиса в другой. И это значит - рост...

URL записи

URL
   

Заметки из шкафа

главная